3D-сканирования стопы для пошива обуви по мерке! Миф или реальность?

 

За последние годы технология 3D-сканирования ноги сделала много шума, и 3D-сканер воспринимается многими как чудо-машина, которая автоматически всё точно и быстро делает. Но, так ли это? Попробуем разобраться. Заранее предвкушаю негодование горячих сторонников современных девайсов! Хочу сразу обратиться ко всем с просьбой, вдумчиво прочитать эту статью до конца...

Начну с того, что не знаю ни одного случая в обуви, где эта технология полноценно и самодостаточно работает! Извините, а мы в этой теме уже более 10 лет... и информации скопилось достаточно, из самых различных источников. При этом, нет никаких сомнений, что в недалеком будущем эта технология всё таки завоюет мир, и перевернёт всю отрасль. Традиционные обувные фабрики канут в прошлое, и обувь в мире будут производить по другим принципам. Но, что же мешает всё это сделать сейчас?

Рассмотрим все проблемы 3D-сканирования стопы. Итак, стопа состоит из костей, суставов, сухожилий, мышц и жировых тканей, сверху — кожный покров. В следствии анатомического строения, стопа, и особенно её передний отдел, обладает достаточно большой подвижностью. Сравните одну и ту же стопу босиком и в комфортной обуви, это вполне можно сделать визуально. Стопа в обуви будет подсобрана, и в значительной мере её передний отдел. Кто знает в каких местах и насколько собирается стопа??? Может существуют какие-нибудь критерии? Или математические формулы? Те, кто профессионально занимается индивидуальным пошивом обуви ( Bespoke ) знают, что ничего подобного нет. Этот фактор сугубо индивидуальный для каждого человека, и судить о нём можно только по меркам ног клиента снятым вручную традиционным способом. Так работают обувщики в Bespoke столетиями, и этот традиционный метод с лихвой оправдал себя. Также не стоит забывать про пороги болевой чувствительности. Между тем, у каждого человека они свои!

Теперь главный вопрос, как всё это учитывают производители 3D-сканеров для ног???

           Как эти факторы учитываются при традиционном, ручном обмере ног для пошива обуви? Очень просто. Мерки ног снимают не случайные люди, как правило, это модельеры или мастера, с образованием и опытом. И по своему опыту они чувствуют, как при обмерах собрать, а не сдавить стопу. Например, когда я снимаю мерки ног традиционным способом, всегда промеряю обе стопы в положении стоя и в положении сидя. Тем самым стараюсь получить более полную информацию о степени подвижности стопы человека. А измеряя обхваты стопы, по своему опыту чувствую, как натянуть штихмасс (специальный обувной сантиметр) и где нужно засекать параметры. В общем, обувщики знают, как работать с ногой! И всегда помнят, что стопа — это не жёсткий предмет, а живая подвижная система! Обувь сшитая по мерке не должна сдавливать ногу, и затруднять кровоток! Но и малейшая свобода приводит к тому, что обувь не «сидит» на ноге, а болтается  — человек "вываливается" из ботинок.

          Снова тот же вопрос, как эти факторы учитывает 3D-сканироавание? Да, давно существуют, и вполне успешно применяются технологии 3D-сканирования обувной колодки. Но это совсем другое дело! Колодка для обуви — это жёсткий объект. Стопа таковым не является! Разве эта технология понимает разницу между живой и подвижной ногой и скажем, деревянным предметом очень похожим на ногу???

Итак, это первая основная проблема!

Теперь небольшое отклонение в сторону. Представьте, что Вы покупаете себе обувь. Примеряете ботинки — они жмут. Тогда продавец предлагает померить такие же, но на полноту больше. И в этой паре Вы чувствуете себя комфортно. Так вот, разница в обхватах (периметр сечения) колодок между полнотами — 4,5 мм. Если это перевести в линейные размеры, то разница получиться ~0,7 мм — это между двумя соседними полнотами. Желающие могут просчитать всё это самостоятельно.  Для того, чтобы человек не почувствовал разницу по впорности, обхваты не должны отклоняться более, чем на 1,5 мм; а линейно — это не более 0,2 мм. Запомним последнюю цифру.

А сейчас, предлагаю несложный визуальный эксперимент. Надо сблизить пальцы так, чтобы между ними остался зазор, приблизительно 1 - 2мм. А теперь замрите, и постарайтесь зафиксировать этот зазор на максимально возможное время. Ну как? У кого что получилось? В меньшей степени, но такой же эффект происходит с ногами, когда мы стоим. Мы этого не замечаем, но эта проблема существует! Какое время сканирования заявлено производителем 3D-сканера? Сможет человек замереть и не шелохнуться на это время?

 Это вторая основная проблема!

 Производители 3D-сканеров исходят из простой логики – они ищут всевозможные сферы применения своих устройств, от строительства и авиции до пошива обуви по мерке. Но сканировать какой-либо жесткий, статичный предмет и стопу человека  это совершенно разные задачи. Почему об этом никто не задумывается? Интересно, а кто-нибудь вообще занимался постановкой задачи для сканирования стопы? Как это должно всё работать?

В 2008 г мы впервые столкнулись с технологией 3D-сканирования. В 2014 г была написана эта статья, но публиковать её я не стал, решил, что технология новая, сырая и всё должно вот-вот измениться в нужную сторону. Как говориться, чего бумагу марать...  В 2019 г всё-таки статью опубликовал, потому что за прошедшие 10 лет "а воз и ныне там", принципиально ничего не изменилось. Спрашивается, где же прогресс? Что, зашёл в тупик?

Да... к чему я всё это? Целью моей писанины была не критика «плохой» технологии, а вскрытие проблемы, которую в общих чертах я постарался описать выше. Теперь не плохо, хотя бы попробовать поставить задачу. Не секрет, что правильно поставленная задача  это половина успеха.

Итак, пробую:

1. При сканировании стопы должны учитываться индивидуальные факторы подвижности и болевые пороги чувствительности стопы. Всегда нужно помнить, что стопа — это не жёсткий объект!

2. Общее время сканирования должно быть крайне минимальным, так чтобы свести к минимуму все подрагивания и покачивания человека.

3. Фактическая точность сканирования должна быть в районе 0,15 0,2 мм с учетом всех подрагиваний человека. Этой точности вполне достаточно, выше тоже не нужно.

Возможно когда-нибудь, будущий изобретатель, так необходимого миру девайса, случайно натолкнётся на эту статью. И в чём-то она поможет ему разобраться в проблеме, навести на правильные мысли и сэкономить такой дорогой ресурс, как время! Буду этому рад!

Если кто может возразить по существу, либо хочет что-либо дополнить – просьба писать, либо выносить обсуждение этой темы публично в соцсетях.